ЛУЧШИЕ ОБРАЗЦЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ ПРОЗЫ

- Интересна серия легенд о Жиренше-Шешене, в которых ярко отображается сила, остроумие, находчивость, жизнерадостность народа. В этих новеллах злым, глупым героем почти всегда выступает хан, а героем-победителем - красноречивый, остроумный Жиренше.
- «В давние времена, - говорится в легенде, - жил мудрец по имени Жиренше-Шешен. Ум этого человека был глубок и беспределен, как море, речь текла из его уст подобно песне соловья. Но, несмотря на все свои достоинства, был Жиренше беден, как никто в степи: лачуга его была так убога, что когда он ложился в ней, то ноги его торчали за порогом, а в ненастную погоду ветер и дождь свободно проникали в нее сквозь множество щелей».
- Однажды ехал Жиренше-Шешен с товарищами по степи. Вдруг путь им пересекла широкая степная река. Всадники учтиво спросили у собиравших кизяк девушек, как переправиться им через реку. Бедная молодая девушка, которую подруги называли красавицей Карашаш, замысловато ответила: «Есть два брода. Тот, что налево - близок, да далек, тот, что направо - далек, да близок». Она указала две тропинки, ведущие к бродам.
- Один лишь Жиренше понял слова девушки и повернул коня направо. Он быстро и благополучно добрался до аула, а товарищи, выбравшие ближний брод, увязли в тине, спешились на самом глубоком месте и пешком добрели до берега. Остановились все спутники у крайней, самой бедной, кибитки: Жиренше сразу догадался, что она принадлежит родителям той девушки, которая указала ему брод.
- Вскоре в кибитку вошла Карашаш. Несмотря на то, что прошел сильный ливень, она одна из всех женщин принесла сухой кизяк. На вопрос, как ей удалось уберечь кизяк от дождя, Карашаш рассказала, что, когда начался дождь, она заслонила собой мешок с кизяком, а другие женщины сами спрятались под мешками, но замочили и одежду, и кизяк.
- Гости подивились ее уму и спросили, чем могут их угостить за ужином. Карашаш ответила: «Отец мой - бедный, но гостеприимный человек. Когда пригонит он байское стадо, то, если добудет, зарежет для вас одного барана, а не добудет - так зарежет сразу двух овец».
- Бай не дал барана. Тогда пастух зарезал свою единственную овцу, которая вскоре должна была принести ягненка. Тут только гости поняли значение слов Карашаш.
- Жиренше за ужином сидел напротив Карашаш. Пленившись ее красотой и умом, Жиренше знаками объяснялся ей в любви, знаками спросил о ее согласии, о калыме и т. д. Она отвечала также знаками. Никто даже не заметил происходившего между ними безмолвного разговора.
- Догадался обо всем только отец. Он понял, что они полюбили друг друга и что Жиренше также умен, как и его дочь. Поэтому, когда Жиренше решился просить у него Карашаш себе в жены, он с радостью согласился на их женитьбу. Жиренше привез молодую жену в родной аул. Слава о прекрасной и мудрой Карашаш облетела всю степь и наконец достигла дворца хана. Хан решил отпять ее у Жиренше. Для этого он велел Жиренше быть в услужении в ханском дворце.
- Хан не переставал думать о том, как бы погубить Жиренше и овладеть Карашаш. Много раз давал он ему опасные и, казалось, невыполнимые поручения, но Жиренше всегда быстро и точно исполнял их, и не было повода его казнить.
- Так хам однажды поручил Жиренше узнать, куда и откуда катится перекати-поле. Жиренше настиг куст, пронзил его копьем и, повернувшись к хану, сообщил: «О великий хан, перекати-поле шлет тебе поклон, а сказало оно мне вот что: «Куда и откуда я качусь - ведомо ветру, где остановлюсь - ведомо оврагу. Это понятно само собой, и то ли ты дурак, что задаешь мне такие вопросы, то ли хан дурак, что прислал тебя расспрашивать меня об этом».
- Хан давал Жиренше еще несколько невыполнимых поручений, и только его смекалка да мудрость Карашаш отводили от них беду.
- В конце концов хан оставил Жиренше и Карашаш в покое, и они прожили вместе до глубокой старости. Жиренше был на охоте, когда умерла Карашаш. Товарищи, не решаясь сообщить ему горестную весть, начали беседу с ним издалека. Наконец они спросили, с чем можно сравнить смерть любимой жены. На это Жиренше ответил, что это все равно, что сломалась рукоять камчи. Когда он стал подниматься, опираясь на рукоять плети, чтобы поспешить к телу своей возлюбленной, она переломилась, и Жиренше мертвый повалился на землю.
- В этих произведениях огромную роль играют вставные эпизоды, вся легенда, по сути дела, строится на них.
- Известно, что такие легенды в литературе многих народов в иной исторической обстановке перерастали в авантюрно-приключенческие романы. С легендами об Алдаре-Косе и Жиренше-Шешене этого не произошло в силу особенностей исторического развития.

Страница 4 раздела

Перейти на главную страницу сайта

2010 год

Сайт создан в системе uCoz