Введение

- В последние годы литературоведы проявляют особенный интерес к истории и теории жанра романа.
- Этот интерес вполне закономерен, ибо в наше время многие вопросы истории и теории литературы невозможно научно осветить без детального изучения своеобразия того или иного жанра, путей его становления. В особенности это относится к роману, который, как известно, был и продолжает быть основным жанром реалистической литературы вообще и литературы социалистического реализма в частности.
- Не случайно «критики» и «ниспровергатели» реализма в своем стремлении во что бы то ни стало «отменить» передовую литературу современности в первую очередь нападают на роман, называя его явлением отжившим, которое якобы не соответствует требованиям литературы XX века.
- Пристальное изучение этого жанра, особенностей жизни его в национальных литературах - прямой долг нашей литературоведческой науки.
- Исторические решения XXIII съезда и Тёзисы ЦК КПСС к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, постановление «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» вдохновляют каждого из нас на новые подвиги. Жизнь советского общества устремлена вперед, в прекрасное коммунистическое будущее. Все, что происходит в наше время в области науки, искусства и литературы, находит соответствующую поддержку партии и правительства.
- В.И.Ленин, говоря о духовном наследии прошлых веков, подчеркивал необходимость усвоения современниками всего «...что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры».
- Известные труды М.Каратаева, Е. Лизуновой посвящены таким важным общим литературным вопросам, как социалистический реализм и взаимосвязи братских литератур.
- Данная работа акцентирует внимание на сюжете и характере в казахской прозе. «Характер - ядро образа как общего специфического признака искусства, но характер не существует и не может существовать вне художественно-образной ткани произведения. Образ в искусстве и «шире» характера и одновременно «уже» его: ведь характер состоит из образов, более частных и конкретных. Здесь образы занимают уже подчиненное положение по отношению к характеру. И в этом случае характер оказывается «шире» образа». Для решения данной проблемы автором привлечены труды и высказывания В.Шекспира, А.Пушкина, Ю.Лермонтова, Л.Толстого, К.Федина, М.Шолохова, С.Сейфуллина, М.Ауэзова, С.Муканова, Г.Мусрепова. Много ценного почерпнуто нами и в произведениях Белинского, Чернышевского, Добролюбова, в гениальных трудах К.Маркса, В.И.Ленина, в мудрых исторических решениях ЦК КПСС о литературе.
- Автор обобщил также многочисленные научно-исследовательские работы: монографии А.Маргулана, М.С. Сильченко Б.Кенжебаева, X.Жумалиева, М.Каратаева, М.Габдуллина, Е.Исмаилова, Т.Нуртазина, С.Кирабаева, З.Ахметова, М.Базарбаева, 3.Кедриной и многих других ученых.
- В данном труде мы стремились на основе открытого сделать новый шаг в изучении важной конкретной проблемы.
- В казахском литературоведении до сих пор нет систематического исследования истории прозы.
- Автор попытался в какой-то степени восполнить этот пробел анализом лучших произведений казахской прозы, уходящей своими корнями в фольклор.
- Казахская литература ныне занимает достойное место в семье национальных литератур народов нашей великой Родины. На нелегком историческом пути ей приходилось отражать атаки сторонников самых различных враждебных течений (буржуазные националисты, пролеткультовцы и т.д.). В борьбе за право изображать правду жизни, за право утверждать благородные идеалы коммунизма она опиралась на всесильное учение Ленина, ее вдохновляли мудрые решения ЦК Коммунистической партии по вопросам литературы и искусства. Наконец, она опиралась на плодотворный опыт великой русской литературы.
- Освоение реалистических традиций, художественного опыта предшествующих поколений советской литературой сопровождалось длительными и острыми спорами с вульгарным социологизмом.
- Применению в новых условиях традиций предшественников молодые казахские писатели учились у таких мастеров художественого слова, как М.Горький, В.Маяковский, А.Толстой, М.Шолохов. Искренняя забота о судьбе своего народа, высокие идеалы гуманизма, непримиримая борьба против всех, кто хотел остановить поступательное движение нашей республики к социализму и коммунизму, - все это активно стимулировало развитие нашей литературы.
- Роман стал у нас ведущим жанром, а история его становления и развития - одной из центральных научных проблем современного казахского литературоведения.
- Разумеется, мы далеки от того, чтобы все успехи и достижения нашей современной литературы объяснять развитием только прозы и принижать значение других жанров: поэзии, драматургии.
- У казахской поэзии большая история и плодотворная традиция. Достаточно сказать, что устное творчество осуществлялось в жанре поэзии. И все-таки международную известность казахской литературе принесла именно проза. Возникает вполне закономерный вопрос: почему?
- На этот вопрос можно ответить словами М.Шолохова, сказанными на IV съезде писателей СССР: «Я целиком разделяю точку зрения Константина Федина на то, что единственным жанром в прозе - таким, какой в состоянии охватить огромные социальные сдвиги в нашем обществе, - все же был и остается роман. Он дает и будет давать возможность писателю развернуть широкое полотно с изображением происходящих в нашей стране событий, показать огромные изменения в психологии и мировоззрении людей, проследить за судьбами героев на протяжении дли-тельного времени»
- Вообще «возникновение романа есть, по сути дела, возникновение не только «прозы», но и литературы в собственном смысле». Продолжая эту мысль, можно сказать, что ее прогресс в известной мере определяется развитием прозы вообще и романа в частности. На сессии Европейского сообщества писателей, посвященной проблемам современного романа (август 1963 г.), К.Федин, М.Шолохов, А.Твардовский, Б.Рюриков, И.Анисимов в своих выступлениях убедительно раскрыли роль современного романа в борьбе за справедливость и гуманизм.
- Народам всего мира нужны такие произведения, в которых изображается их жизнь, их борьба за свободу против всяких форм угнетения. Этими идеями проникнуты лучшие произведения казахской литературы. В них утверждаются социалистические и коммунистические идеалы, в них изображены яркие характеры строителей нового общества, убежденных борцов за свободу и счастье своего народа.
- Казахский роман, в лучших своих образцах, стал художественной энциклопедией тех великих преобразований, которые происходили в жизни народа чуть ли не со времен присоединения к России до наших дней.
- Успешное развитие современной казахской прозы во многом объясняется тем, что наши писатели в своих творческих поисках всегда опирались на традиции своих великих предшественников: И.Алтынсарина, Абая Кунанбаева, которые в свою очередь творчески осваивали реалистические принципы А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Белинского, Н.Чернышевского, Н.Гоголя, Н.Некрасова, Л.Толстого, М.Салтыкова-Щедрина.
- Наши советские романисты, вооруженные методом социалистического реализма, убедительно показали развитие прогрессивных сил в степи. В их произведениях отображены разложение старых порядков и обычаев, рост демократических идей, национально-освободительное движение, зарождение промышленных предприятий и рабочего класса и, наконец, установление Советской власти в Казахстане.
- Истоки прозы в казахской литературе восходят к фольклору, в первую очередь, разумеется, к устным легендам и историческим сказаниям.
- В письменной литературе казахов проза возникла под благородным влиянием передовой русской литературы. Ее зарождение и развитие идет по восходящей линии от просветителей XIX - начала XX веков. Но подлинного расцвета проза достигла лишь в творчестве современных писателей. Поэтому в первой части работы поставлена задача проследить основные этапы зарождения и развития казахской прозы в дооктябрьский период литературы, явившейся основной предпосылкой расцвета ее в советский период. Этот экскурс в прошлое нашей литературы обязателен, как нам кажется, еще и потому, что необходимо выявить, почему проза и ее крупные формы, например, роман, эпопея, развиваются исключительно интенсивно в условиях советской действительности.
- Во второй части работы автор делает попытку в исторической последовательности осветить пути развития казахского романа в советский период.
- В этом и другом случае нам важно проследить развитие сюжета от первоначального его состояния в легендах, близких к фольклорным, до осуществления в современной прозе. Исследование сюжета в свою очередь обусловило анализ характеров, ибо «характер зарождается, появляется на свет в оболочке сюжета», и, следовательно, рассмотрение сюжета непременно предполагает анализ характеров в произведении.
- М.Горький определяет сюжет как «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей, историю роста и организации того или иного характера».
- Это определение предполагает анализ всех компонентов произведения: идейную направленность, мировоззрение автора, ибо, как известно, нельзя правильно оценить произведение, не выяснив, что оно защищает, что пропагандирует.
- Исследование того или иного явления возможно лишь при соблюдении принципа историзма. Ленин указывал: «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (l) исторически; (в) лишь в связи с другими; (y) лишь в связи с конкретным опытом истории».
- Цель данной работы - показать конкретное проявление сюжета, конкретные способы изображения характера в определенную историческую эпоху, поэтому каждое произведение рассматривается как звено в цепи истории казахской прозы. Такой подход определил и монографический характер отдельных глав, посвященных особенностям сюжета, способам и приемам создания характера в произведениях выдающихся писателей казахской литературы.

Перейти на главную страницу сайта

2010 год

Сайт создан в системе uCoz