ЛУЧШИЕ ОБРАЗЦЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ ПРОЗЫ |
- В словесно-художественном творчестве казахов в XVI-XVIII вв. поэзия занимала первое место. В чем причина этого поэтического «преобладания»? - Известно, что основы для подлинного научного объяснения неравномерности развития отдельных родов и жанров в литературе впервые были заложены в учении К.Маркса. Материалистическое объяснение неравномерности развития искусства по отношению к материальному прогрессу, указание на враждебность капиталистического способа производства поэзии дают ключ к решению поставленного вопроса. В докапиталистическую эпоху у многих народов поэзия была господствующим жанром. Помимо эстетической роли она своеобразно выполняла функцию истории, педагогики, этики. В прошлом у казахского народа не было печатных и издательских органов, поэтому певцы и жирши должны были выполнять еще и редакторские обязанности - подбирать такие произведения поэзии, которые при пении гармонировали бы с ритмом и звуками домбры. - Это национальное своеобразие словесно-музыкальной культуры казахского народа подметил востоковед Алексей Веселовский. - «Киргизские стихи, - пишет он, - обыкновенно строго выдерживают размеры, так как всегда сопровождаются аккомпанементом струнного инструмента, строго соблюдавшего определенный такт. Всякое несоответствие стиха с этим тактом вызывает поправку в тексте, убавление или прибавление слов» - Такие национальные музыкальные инструменты, как кобыз, домбра, способствовали выработке поразительной чуткости в подборе лучших стихов в соответствии с их метром, а также превращению лучших произведений казахской поэзии в народные песни. - Поэзия преобладает в словесно-художественном творчестве казахов на протяжении нескольких веков. - Истоки прозы в казахской литературе восходят также к фольклору, в первую очередь к устным легендам и историческим сказаниям. В письменной казахской литературе собственно проза возникла под могучим влиянием русской литературы. Ее зарождение следует искать в творчестве просветителей XIX в. и писателей-демократов начала XX в., но своих высот проза достигла лишь у современных писателей советского Казахстана. - В.И.Ленин отметил три основные черты, характеризующие русское «просветительство». Первая черта - «просветитель одушевлен горячей враждой к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области... Вторая характерная черта, общая всем русским просветителям, - горячая защита просвещения, самоуправления, свободы... Наконец, третья характерная черта просветителя - это отстаивание интересов народных масс, главным образом, крестьян (которые еще не были вполне освобождены или только освобождались в эпоху просветителей), искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому». - Горячая защита просвещения, самоуправления, свободы и отстаивание интересов народных масс были свойственны и передовым казахским просветителям. - Проза казахских демократов-просветителей, состоявшая, в основном, из коротких рассказов Ибрая Алтынсарина и назиданий («Гаклия») Абая Кунанбаева, как и вся литературная деятельность их в целом, пронизана передовыми идеями, которые проникали из России в казахскую степь во второй половине прошлого столетия. - Казахские писатели-просветители творчески восприняли традиции русского критического реализма, применяли их к казахским условиям. Это способствовало обогащению казахской литературы и в идейном, и в художественном, и в жанровом отношениях, создавало условия для ее дальнейшего совершенствования. |
Перейти на главную страницу сайта
2010 год