ЛУЧШИЕ ОБРАЗЦЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ ПРОЗЫ |
- Не менее интересен круг тем, затронутых писателем в оригинальных новеллах, составляющих третью группу его прозаических произведений. - В них И.Алтынсарин рисует ужасающие картины старого аула. В новелле «Невежество» описывается, как люди, задавленные темнотой, невежеством, не могли отличить летаргический сон от смерти и закопали человека живым в могилу. - Но, разоблачая силы мрака, мешавшие народу в его продвижении вперед, писатель не ограничивался изображением отрицательного. Он глубоко понимал превосходство трудового народа над эксплуататорами и создал реалистическую новеллу «Сын бая и сын бедняка», где отчетливо обнаруживается демократизм писателя, выступавшего против паразитического образа жизни привилегированных верхов. Автор подчеркивает острый, пытливый и находчивый ум сына бедняка Усена в противовес тупости, косности и неприспособленности байского сына Асана. И по социальному звучанию и по сюжету эта новелла напоминает «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» великого русского сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина. - И.Алтынсарин был для своего времени новатором и как педагог и как писатель. В результате долголетних исканий он написал новеллу «Кипчак Сейткул», в которой раскрывается новое, рождавшееся в тот период в казахской действительности. - Здесь писатель пытается разрешить более сложные, чем в других произведениях, вопросы общественной жизни, выдвигая на первый план необходимость перехода к оседлости, земледелию и показывая всю несостоятельность кочевого образа жизни казахов. Постановка таких вопросов в то время явилась огромным шагом вперед в истории казахской общественной мысли. - «В то время, - пишет Алтынсарин, - когда в обычае была барымта (т. е. насильственный угон чужого скота - Б. Ш.), Кипчак Сейткул жил с тридцатью сборными лачугами бедняков. Он задумался над тем, как бы сделать их богатыми, чтобы они могли жить, как люди... - Прозимовав одну зиму на старом месте, он в теплое летнее время перевез всех своих плохо одетых бедняков к речке Кабырге. У Сейткула был старший брат, много бродяжничавший и занимавшийся воровством и барымтой. Сколько ему ни говорил и ни советовал младший брат, он с тремя-четырьмя владельцами лачуг остался на старом месте в Туркестане. - По прибытии к берегам Кабырги Сейткул взял в руки кетмень и раздал кетмени тридцати беднякам. Они принялись ровнять и подготавливать землю для посевов. По примеру того, что они видели в Туркестане, вывели воду из речки в арыки и стали поливать посевы. - Когда поспел хлеб, они сжали и собрали урожай. Излишки хлеба обменяли на скот у кочевников, расположившихся около тех мест. - После того как окончательно устроились на новом месте, Сейткул из года в год стал все увеличивать посевы. Возле арыка поставили чигири и стали гнать чигирями воду на посевы (в то время сеяли только пшеницу, ячмень и просо). Продолжая обменивать на скот излишки хлеба, они стали богатыми. - Видя все это, кочевавшая беднота из разных родов стала прибывать к Сейткулу, и через каких-нибудь пять-шесть лет аул Сейткула доходил до четырехсот хозяйств. - В конце концов хозяйства как самого Сейткула, так и собравшихся вокруг него, имели много скота, а Сейткул стал уважаемым человеком. Далее он задумался над тем, как бы сберечь добытое трудом и потом богатство народа от зарившихся на него врагов - воров, степных волков. С этой целью Сейткул собрал людей и, посоветовавшись с ними, построил в удобном месте, на берегу реки, высокую стону из дерна, а к скоту приставил пастухов и вооруженную стражу. - Кочевники, зарившиеся на их скот, узнав, что они представляют собой народ, объединившийся и послушный голосу одного человека, не смели нападать на них... - Ежегодно ко времени сбора урожая в том отгороженном месте он устраивал базар, нечто вроде ярмарки, и кочевое население к этому времени привыкло привозить шерсть, кожевенное сырье, а хлеборобы вывозили для обмена свой хлеб и товары. Таким образом, с одной стороны, от торговли, а с другой - от земледелия, аул Сейткула стал богатым. - Старший брат Сейткула, рассчитывавший разбогатеть воровством и грабежом чужого скота в окрестностях Конрата, был схвачен и убит не известно кем. Эмир Туркестанa захватил его скот, как принадлежавший вору, а семью ограбил. Семью брата Сейткул разыскивал в течение нескольких лет и, говорят, нашел и привел к себе в аул». - И.Алтынсарин как родоначальник малых форм прозы и произведений для детей в казахской литературе занимает особое место в истории культуры своего народа. - В своих рассказах, посвященных детям школьного и дошкольного возраста, он открывал казахским читателям целый мир новых представлений и сведений, знакомил с русской культурой. Он призывал казахскую молодежь учиться у русских, следовать их примеру в развитии культуры и просвещения. - Детские рассказы И.Алтынсарина с их жизненной дидактикой давали своеобразный ответ на целый ряд вопросов: 1) Как отец должен знакомить своего малыша с жизнью природы («Паук, муравей и ласточка»), 2) Как воспитатель должен обращаться к юношам («Садовые деревья»). 3) Как отец должен учить своего сына быть серьезным («Отец и сын»). 4) Как мать должна научить свою дочь быть бережливой («Клочок ваты»). 5) Почему ребенок должен жалеть свою мать («Чувство жалости сильнее боли»). 6) К чему обязан стремиться юноша («Сатемир-хан»). 7) Каковы должны быть взаимоотношения между родителями и детьми и родственниками вообще. - Приведем отдельные примеры. - «Отец и его десятилетний сын, - пишет И.Алтынсарин, - шли по полю. Отец спросил сына: - Видишь, вон ползет паук. Что он делает? - Он плетет свою паутину. - А вон муравей, видишь? - Вижу, бежит с крошкой во рту. - Посмотри вверх, кого вверху ты видишь? - Вверху летит ласточка и в клюве держит травку. Тогда отец говорит сыну: - Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку. - Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты создан богом не для того, чтобы бездельничать. Нужно привыкать к труду». - Пример второй. - «Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался в саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья. - Почему это дерево растет прямо, а вот то дерево растет почему-то криво? - спросил сын. - Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, - ответил отец, - Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын. - Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе есть большая польза, - ответил отец. - Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять, то ты тоже будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - ответил отец. - Пример третий. - «Отец, возвращаясь с десятилетним сыном с поля, увидел на дороге старую подкову и сказал сыну: - Подними эту подкову. - Зачем мне нужна старая, сломанная подкова? - отметил сын. - Отец ничего ему на то не сказал и, подняв подкову, пошел дальше. Когда же они дошли до окраины города, где работали кузнецы, отец продал эту подкову за три копейки и пройдя еще немного, они увидели торговцев, которые продавали вишни. Отец на те три копейки, что он выручил за подкову, купил у них много вишен, завернул вишни в платок, а затем, не оглядываясь на сына, продолжал свой путь, изредка съедая по одной вишенке. Сын шел пошли и смотрел с жадностью на вишни. Когда они прошли немного, из рук отца выпала одна вишня. Сын быстро нагнулся, поднял ее и съел. Спустя некоторое время отец уронил еще одну вишню, а затем другую и стал так ронять но одной вишне, продолжая свой путь. - Сын не менее десяти раз нагибался, поднимал и ел оброненные вишни. Наконец отец остановился и, отдавая сыну платок с вишнями, сказал: - Вот видишь, ты поленился один раз нагнуться, чтобы поднять старую подкову, а после ты нагибался десять раз, чтобы поднимать те самые вишни, которые были куплены за эту подкову. Впредь помни и не забывай: если будешь считать легкий труд тяжелым, то встретишься с более тяжелой работой; если не будешь доволен малым, то лишишься большого». - Пример четвертый. - «Одна девочка-подросток чинила чапан своего отца. Мать подсела к ней и стала поучать ее: - Дитя мое, из всевозможных предметов в мире нет таких, которые не были бы пригодны для чего-нибудь, и они зря валяться на земле не будут. - Когда мать говорила эти слова, девочка, закончив починку одежды, поднялась и, собрав с пола мелкие клочки ваты, выбросила их на двор, сказав: - Мама, эти мелкие клочки ваты, пожалуй, ни на что не будут годны. — Дитя мое, эти клочки тоже зря не пропадут, - заметила мать. - Разговаривая с матерью, девочка вдруг посмотрела в окно. Она увидела, как ветер уносил клочки ваты и как один воробей погнался за маленьким клочком, схватил его в клюв и улетел. - Мама, воробей унес клочок ваты. А что он с ним будет делать? - спросила девочка. - Вот видишь, дитя, как тут же подтвердились мои слова. Воробей устилает ватой свое гнездо, чтобы маленьким деткам было мягко, - ответила мать». - Пример пятый. - «Сеит бежал по улице. Его нечаянно задело телегой. Он упал со сломанной ногой и начал громко кричать и плакать. - Мать поспешила к сыну и от испуга упала в обморок. Сеит увидел это. Он тотчас же перестал кричать, и даже когда ему вправляли и перевязывали сломанную ногу, он не только не плакал, но и виду не подавал, что ему больно. - Костоправ спросил его: - Разве тебе не больно? Ты даже не поморщился. - Когда мать вышла из комнаты, Сеит, оправившись немного, шепотом ответил костоправу: - Не только больно, но и сердце сжимается. Если же мать увидит, что мне очень больно, она будет страдать и мучиться, только поэтому я терплю». - Пример шестой. - «Сатемир семи лет остался сиротой. Как-то он играл на лугу, устал и, подойдя к старому дому, прилег возле его стенки отдохнуть. Оглядываясь по сторонам, он заметил, что хромой муравей ползет по стене вверх. Дойдя примерно до половины высоты стены, он сорвался и упал на землю. Встав на ноги, он снова начал взбираться по стене. Поднявшись выше того места, с которого он сорвался в первый раз, муравей вновь упал. Однако и в третий раз он стал подниматься по стене и, напрягши все свои силы, взобрался на крышу дома. - Сатемир подумал: «Маленькая тварь, как этот муравей, и та, не переставая, выполняет какую-то работу. Сам хромой, а задумал ползти на крышу дома, поднимался два раза, два раза падал, но в конце концов все же достиг своей цели. Я ничего не делаю, только играю. Это глупо. Мне надо взять пример с этого муравья и приняться за работу». - После этого случая Сатемир перестал играть и пошел в город. В городе он нашел одного ученого человека и нанялся к нему убирать комнату, а за его труд ученый взялся учить его. - Так Сатемир стал мудрым человеком и царем целой страны». - Пример седьмой. - «Мастер по изготовлению юрты зарабатывал много, но, довольствуясь малым, тратил немного. Однажды к нему пришел сосед и спросил: - Зарабатываешь ты много, но ничего ценного не приобретаешь, куда ты деваешь свой доход? - Часть дохода отдаю за долги, а другую часть - в долг (на проценты), - отвечает мастер. - Это неправда, я не слышал и не видел человека, который брал с тебя долги, - сказал сосед. - Тогда мастер ему возразил: - То, что отдаю старикам - отцу и матери, - считаю деньгами, отданными за долги: отец и мать содержали меня, ухаживали за мной и сделали человеком. Я им должен отдать за это свой долг. А те деньги, которые я трачу на учебу и воспитание детей, считаю деньгами, которые я отдаю в долг, на проценты: они при старости будут ухаживать за мной и содержать меня, т. е. возвратят мой долг». - Сюжеты приведенных новелл убедительно показывают, насколько жизненно важными были темы, проблемы, вопросы, которых касался в своих произведениях Ибрай Алтынсарин. - Острота сюжета, жизненность созданных писателем характеров делали творчество великого просветителя исключительно действенным, полезным, нужным народу. - Идейно-художественное мастерство, точность языка стиля произведений И.Алтынсарина позволяют говорить о нем как о родоначальнике казахской письменной литературы. |
Перейти на главную страницу сайта
2010 год