ЛУЧШИЕ ОБРАЗЦЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ КАЗАХСКОЙ ПРОЗЫ |
| III - Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845-1904) выступал новатором не только в поэзии, но и в жанре прозы. Он создал интересные афоризмы в виде «бесед-наставлений», насыщенных философскими рассуждениями, предельно лаконичных и отличающихся ясностью мысли. - Прогрессивный художник-мыслитель, Абай видел залог прогресса в труде, в просвещении. В своей прозе, представленной в виде назиданий, поэт затрагивал различные вопросы общественного, семейно-бытового и морально-этического характера и давал им философское объяснение. Недаром он назвал цикл своих произведений «Гаклией», что означает «беседы-наставления». Каждое такое наставление принято условно называть «словом». - В первом, восьмом, девятом и тридцать девятом словах обнаруживаются противоречия во взглядах самого Абая, иногда дающие о себе знать и в других его назиданиях. С одной стороны, он подвергает уничтожающей критике весь уклад современной ему действительности, в том числе «всемогущего аллаха», с другой - не находит соответствующих способов для устранения этих общественных пороков. «Устремляя взор надежды на будущее» поэт стремится служить родному народу. - В третьем, тридцать третьем и сорок первом словах Абай ставит чрезвычайно важную для всей казахской степи того времени проблему. Он считает, что наряду со скотоводством казахам следовало бы заняться земледелием, торговлей, а для ведения таких сложных форм хозяйствования необходимо овладеть наукой и мастерством. - Он целиком и полностью отрицает негодные методы степных владык в развитии экономики страны, осуждает хищничество ханов, биев, которые разоряют народ, порождают вражду и распри. «Казах пристрастился к плохому из-за безделья. Если бы он пахал или торговал, разве он имел бы время на бродяжничество?» - спрашивает поэт. - При этом Абай указывает на конкретного носителя зла - это бай, который «не может не ездить по соседним аулам, не может не совать свой нос во всякие дрязги, во всякую грязь. Еще он хочет бесплатно жрать и ржать от животного удовольствия». - В четвертом, сорок втором и сорок четвертом словах Абай проповедует, что смысл жизни в разумном труде, и осуждает праздный образ жизни, порождающий глупый смех и веселье. С точки зрения Абая, труд должен играть решающую роль в судьбе человека, став основой его стремлений, его практической деятельности для познания мира и управления самим собою. «Ум и знания, - по мнению Абая, - это уже плоды труда... Труд развивает чувство познания. Труд закрепляет в сознании услышанное. Человек приводит знание в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным». - Эпиграммы, ирония и сатира Абая как в стихах, так и в прозе, адресованы тем, кто ведет паразитический образ жизни, кто напоминает типы русских помещиков, вроде Обломова из роману И.А.Гончарова. К этой категории относятся, прежде всего, баи, старшины, волостные управители, представители духовенства и другие угнетатели народа. - «...Вор думает, - писал в одиннадцатом слове Абай, - что он разбогатеет воровством, а хозяин скота пытается наверстать убытки, украв у соседа с излишком. Власть имущие стараются разбогатеть за счет истца и также за то, что они выручают вора». - Абай, будучи сторонником реалистического искусства своей эпохи, не мог мириться с социальным злом. С искренним возмущением он ставит такой вопрос: «Легко было бы укротить самих воров, но кто укротит баев, ставших послушными союзниками плутов и смутьянов?» - Внимательно прочитав двадцатое слово «Назиданий», нельзя не признать, что Абай был хорошо знаком с творчеством знаменитых русских писателей - Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова. В этом слове Абай, направляя острие своей сатиры против казахской обломовщины, хлестаковщины, пишет: - И от еды, и от игры, и от смеха, и от хвастовства, и от щегольства, и от пиров, и от бесед, и от женщин - в большей или меньшей мере, - от всего человек остывает, и это так потому, что пресыщение обнаруживает в каждой вещи порок». - В двацать первом и двадцать втором словах Абай разоблачает пустое хвастовство баев, волостных старшин, биев и мурз, оторванных от трудовой деятельности, живущих обманом. - Итак, остался я среди мошенников и хитрецов, и нет на них угомона - хотят они все опустошить», - заявляет он. В сорок третьем слове Абай приходит к выводу, что ни у бая, ни у муллы нет никаких достоинств: «...эти люди хотят только поважничать перед народом». - В десятом слове Абай затрагивал семейно-бытовые вопросы и вопросы воспитания ребенка, дает верную оценку всей системе воспитания молодежи в старом ауле, в результате чего подрастающему поколению в наследство достаются «мука, горе и злоба». - Значительную причину этого зла Абай усматривает в деятельности мусульманского духовенства. Поэтому он в двенадцатом и тринадцатом словах подвергает уничтожающей критике невежественность проповедей духовенства, которые могли привести людей только к духовной нищете, моральному оскудению и разложению. - Ряд назиданий (пятнадцатое, семнадцатое, девятнадцатое, двадцать третье, двадцать четвертое, двадцать шестое, двадцать седьмое, тридцатое, тридцать первое и тридцать шестое слова) посвящен морально-этическим вопросам. - В этих словах автор выступает против косности и застоя, советуя критически относиться к «смыслам веры», призывая людей вступить на путь исканий и учебы. Тем же, кто не хочет признавать истину, Абай замечает: «Чем говорить людям, тебя не понимающим, лучше откармливать свинью. У нее хоть прибывает жир». - Этому вопросу посвящены также такие слова Абая, как двадцать восьмое, тридцать четверое, тридцать пятое, сорок четвертое, где он заявляет: «Мы сами не создаем науку, мы познаем мир, который мы видим. Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, - тот мудрец, тот ученый, что овладел миром». - В двадцать восьмом слове Абай как бы подытоживает свои демократические взгляды, опираясь на конкретные жизненные факты. - Он спрашивает: «Вы видите, что одни богаты, другие бедны, одни больны, другие здоровы, одни легкомысленны, другие расположены к доброте и сознательны. Люди различны. Если кто-нибудь спросит вас, отчего это происходит, то вы ответите, что это дело творца, его воли. Считая господа бога безгрешным и безупречным, мы верим. Но вот оказывается, что бог вознаграждает богатством клятвопреступников, тунеядцев, а людей, которые честно трудятся и молятся, он лишает последней возможности прокормить жену и детей, обращая их труд в ничто. Видим часто, что скромный человек болеет и унижен. Наоборот, воры, мошенники здоровы. Из двух детей одних и тех же родителей один разумен, другой глуп. - Ведь всему народу сказано: будьте справедливыми и честными; всему народу показан правильный путь. Сказано, что праведные возвысятся, а нечестные получат муку. Однако сам создатель как будто одних ведет к добру, других - к злу. Разве все это соответствует безупречности и безгрешности, справедливости господа бога?» В тридцать пятом слове Абай, обращаясь к ходжам, муллам, суфиям, мурзам и сеидам, иронически замечает: «Вы прикрывались заботой о будущей жизни. На самом же деле всю. вашу жизнь вы посвятили обману». - Мысли Абая о дружбе казахского и русского народов, о судьбе казахского народа наиболее полно и четко изложены именно в его прозе Он старался направить свой народ по правильному пути. - "Тому, чему сам научишься, обучай и своего сына. Расти знания. Главное - научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. - Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то па мир откроются и твои глаза. - Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно. - Надеяться на то, что проживешь только хитростью, - значит быть жертвой невежества. - Невежественный человек способен продать отца, мать, всех родных и близких первому русскому чиновнику, которым похлопает его по плечу. - Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получишь его, жизнь твоя станет легче... Узнавай у русских доброе, узнавай, как работать и добывать честным трудом средства к жизни. Если ты этого достигнешь, то научишь свой народ и защитишь его от угнетения... Говорю тебе правду: не торопись женить сына, обучай его русской науке, хотя бы пришлось тебе для этого наложить все свое имущество. - Если хочешь, чтобы сын твой стал человеком, учи его и сделаешь тем благо ему и своему народу». - В тридцать втором слове Абай ставит ряд условий для тою, кто хочет приобрести знания. Для того он должен, во-первых, «любить науку, как мать любит своих детей. Во-вторых... у познания должна быть благородная цель... В-третьих, если достигнешь истины, то не отступай от нее даже под угрозой смерти... В-четвертых... без мысли и воображения наука не может развиваться. В-пятых... легкомысленная беспечность не совместима с занятием наукой. В-шестых, благородный характер - это сосуд, который вмещает науку и разум...». - Далее Абай, обращаясь к людям, накапливающим знания, но не передающим их другим, спрашивает: «Зачем собирать что-нибудь, если у тебя нет хранилища?» Он рекомендует воспитывать волю, развивать здоровый, трезвый разум. - Человек, по мнению Абая, должен ,быть честным, гуманным, уравновешенным, его жизнь поэт сравнивает с ритмическим биением сердца. «Будь милосердным, - пишет он, - считай другого человека своим братом, желай ему того, чего желаешь себе». - Абай никогда не был пассивным наблюдателем жизненных явлений. Наоборот, он старается вдохновить людей, чтобы они помогли осуществить его просветительские взгляды. «Я не верю людям, - писал он, - когда они говорят, что совершили зло потому, что не имели познаний. Нет, часто люди имеют знания, но пренебрегают ими потому, что исполнение истинного знания часто - подвиг». - В своих назиданиях Абай дает характеристику казахским пословицам и поговоркам, которые по своему содержанию не едины, зачастую отражают интересы разных социальных слоев. В числе вредных, антиобщественных из них он называет следующие. - «Дана тебе жизнь на полдня, а средства имей на целый день», «Бедному и отец не родня», «Скот - печень человека», «Богатому свет, а бедному тьма», «Хитрец и волк найдет пищу на дороге», «Берущая рука привыкает и отдавать», «Тот, кто сумел нажиться, тот и прав», «Избегай озер глубоких, а людей скупых», «Если проголодаешься, то скачи к дому, в котором идут поминки». - «Твой разум для тебя, а мой для меня», «Чем быть богатым чужим умом, лучше быть бедным, да по-своему», «Бог с ними, не нужно быть лучше других», «Ничего не было у того, кто жил, ничего не зная». - «Если ты беден, то будь бессовестен, если ты потерял совесть, то пусть будет проклята твоя жизнь», «Если поджигать с умением, то и снег загорится», «Если умело попросить, то нет ничего, чего бы не отдали...», «Если безвестен, то подожги поле...». - Абай с глубоким возмущением осуждает отраженные здесь феодально-байские нравы, объясняет исключительную вредность для народных масс этих пословиц и поговорок. «Когда детям бывает стыдно, - пишет Абай, - они готовы провалиться сквозь землю, а люди, создавшие эти пословицы, очевидно, ничего не стыдятся, они отрекутся и от тебя, если ты будешь на них похож». - Проза Абая органически связана с его поэзией и в тематическом, и в сюжетном, и в идейном отношениях. Они взаимно дополняют друг друга, и там и здесь ставятся в основном одни и те же проблемы, одни и те же вопросы. Вполне понятно, что нельзя говорить изолированно об Абае-поэте. - Абай, как большой художник, для реализации своих идей пользовался различными средствами. Он выступал и как поэт, и как композитор, и как мыслитель, и просветитель. При этом он преследовал благородную цель - защищать интересы народных масс всеми средствами, какие только оказались доступными ему. - Во всем своем творчестве Абай является поборником просвещения, глашатаем демократических идей, суровым обличителем социального зла, великим гуманистом и сатириком. - «Кто же примет мудрый совет? Кто послушает наставления? - спрашивает он, - Ни волостной старшина, ни бий меня не услышит... - Честь, бесчестье, разум, наука, - все это для них ниже скота. Они думают, что за подарки скотом можно получить даже доброе мнение бога. Для них религия - скот, народ - скот, знание - скот, совесть - скот. - Как же им понимать жизнь и слушать советы, когда у них нет времени на понимание? - Бай думает всех закормить, всех запоить, всех принудить караулить его скот, уберечь скот от воров и волков, уберечь от стужи. Много пройдет времени, пока он все это устроит, а устроив, он все завершит одним хвастовством и бахвальством. - Нe послушают советов и воры, злодеи, хитрецы». - Как в поэзии, так и в прозе острие сатиры Абая было направлено против баев, волостных управителей, служителей религии. - И все же проза Абая имеет свои особенности. Он создавал прозаические произведения, ориентируясь, прежде всего, на заветы великого Пушкина, называвшего прозу «языком мысли». Назидания классика казахской литературы настолько лаконичны и выразительны, что в них поистине «словам тесно, мыслям просторно». - Вот некоторые примеры: «Сын своего отца - недруг народу, сын народа - твой друг...», «Трудящийся только для себя уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества...», «Помогай достойному: поможешь человеку пустому - только себе повредишь...», «Человек - дитя своего времени. Но если ты дурен, не обвиняй в этом своих современников...», «Если бы в моих руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим», «Плохой друг, как тень: в солнечный день беги - не убежишь, в пасмурный день ищи - не сыщешь». - Проза Абая, как и вся его поэзия, пронизана психологизмом, которого нельзя найти в доабаевской казахской литературе. В этом легко можно убедиться при чтении многих его произведений, в частности, следующих афоризмов: - «Успех и счастье пьянят человека: из тысячи лишь один в счастье сохранит настолько разума, чтобы не предстать перед людьми нагим». - «Пока тебя не вознесло счастье, добра тебе желают все кругом. Но возвысило тебя счастье - доброжелатель твой лишь ты сам». «Если хочешь, чтобы дело ладилось - сумей за него взяться», «Делись тайнами с тем, у кого нет друзей, не дружи с тем, у кого много друзей. Избегай беспечного, утешай опечаленного». - Афоризмам Абая свойственны идейная насыщенность и демократизм формы. Эти качества характерны почти для всей его прозы. Цикл назиданий Абая, в том числе значительное количество слов «Гаклия», посвящены анализу значения труда и для индивидиума, и для общества. «Простолюдин, - пишет Абай, - прославленный за ум, выше царя, увенчанного счастьем. Юноша, продающий свой труд, достойнее старика, торгующего своей бородой», «Бойся не черта, а жадного попрошайку. Лентяй всегда ханжа и лицемер». - Оптимизм Абая больше ощущается в прозе, нежели в поэзии. Об этом свидетельствуют хотя бы следующие афоризмы: - Слава - высокая скала. Змея забирается на нее ползком, но сокол достигает ее единым взмахом крыла». «Мир - океан. Время, как ветер, гонит волны поколений, меняющих друг друга. Они исчезают, а океан кажется все тем же». «Кто не испытывал зла? Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит - и зло не вечно. Разве после суровой, многовьюжной зимы не приходит весна - цветущая, многоводная, прекрасная?» - Лаконичность, простота, философская насыщенность в сочетании с определенным дидактизмом определяет ее характер. В ней Абай углубляет критику жизненных явлении. И если в афористичности ее заметно влияние традиции восточной литературы, то последнее, а именно непримиримый критицизм при всей оптимистической настроенности, несет определенную печать традиций русской литературы XIX века. |
Перейти на главную страницу сайта
2010 год